1. Конституционное право как наука.
КП – это ведущая, фундаментальная отрасль права РФ представляющая собой совокупность правовых норм закрепляющих основы организации общ-ва и гос-ва. Статус человека и гражданина их взаимоотношения между собой. Способы организации гос.власти и МСУ.КП регулирует общественные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, эк-кой, социальной, духовной и пр.
КП как наука - это совокупность научных знаний, теорий, обобщающих данную область общественных отношений и представляющих собой самостоятельную отрасль правовой науки РФ.
КП –как наука рассматривается как наука возникшая из гипотез, доктрин.
Основа науки не норма права, а огромное количество трудов и разработок, как отечественных так и зарубежных.
НКП - отрасль правоведения, которая изучает конст-правовые институты и отношения, практику реализации конст.норм, историю идей данной отрасли знания.
НКП включает в себя следующие разделы:
1.исследование соответствующего понятийного аппарата;
2.учение о Конституции России в ее историческом развитии;
3.сущность, структура, принципы и юр.свойства действующей Конст РФ;
4.системный анализ норм, закрепляющих основы конст.строя Российского гос-ва;
5.изучение проблем конст.регулирования взаимоотношений личности и гос-ва, проблем закрепления и реализации прав и свобод человека и гражданина;
6.анализ формы правления и национально-государственного устройства РФ.
К.П. – как учебная дисциплина представляет упорядоченную совокупность положений, которые обобщают теорию и практику. К.П. как учебная дисциплина - это система знаний о гос.праве как отрасли права, и как науки права. К.П. как учебная дисциплина необходима для более эффективного изучения К.П. в юр.Вузах.
2. Конституционное право как отрасль права.
Конституционное право – это совокупность правовых норм, регулирующих определенную группу общественных отношений по поводу власти, суверенитета и свободы человека.
КП как отрасль права - это система внутри согласованных юридических норм, которые содержатся источниках КП и регулируют определённую группу общественных отношений. КП наряду с АП, ФинП, УП является частью публичного права.
КП предназначено для регулирования отношений в сфере общих интересов людей.
КП является системным образованием, составными элементами системы КП выступают конституционные нормы и институты; понятие система конституции и система КП не одинаковы, второе понятие по объёму шире чем система конституции.
КП выполняет три основных функции:
правовая – заключается в том, что КП обеспечивает единство и взаимосогласованное функционирование различных отраслей системы рос.права.
Соц. функция – состоит в том, что КП способствует поддержанию равенства баланса интереса в обществе, обеспечивает устойчивое развитие гос-ва.
Политическая фун-я – заключается в том, что КП устанавливает принципы взаимоотношений между участниками полт процесса. Основными тенденциями развития КП после принятия КРФ 93 явл.: суверенизация (ст 14), гуманизация, соцоолизация, расширение объёма конституционного регулирования, реорганизация федеративного устройства.
3. Нормы конституционного права.
Нормы российского конституционного права – это общие и обязательные правила поведения, обладающие закрепленным, учредительным и программными свойствами, они предназначены для конституционно-правого регулирования общественных отношений.
Норма права обладает авторитетом государственной власти, она предписывает определенное должное или возможное поведение.
Признаки:
1)Нормы с Российским государством, которое создает любые нормы права;
2)Общий характер - проявляется во всеобщности норм конституционного права. Они распространяются на всех участников возможных правоотношений. Для конституционных норм характерна высокая степень обобщенности, высокая степень абстракции.
3)Общеобязательность юридического правила - норма права есть правило поведения, установленное государством и поэтому носит предоставительно-обязывающий характер, т.е. нормативный.
Виды норм.
• По функциональной роли: регулятивные и охранительные.
• По роли в механизме правового регулирования: матеральные и процессуальные.
• По времени действия: постоянные и временные.
• По характеру воздействия на субъектов права: управомочивающие, дозволяющие, обязывающие и запрещающие.
• По степени определенности предписаний: императивные, диспозитивные и поощрительные.
• По социальному назначению: общие и частные.
• По территории действия: на территории Российской Федерации, на территории субъекта Федерации, территории муниципального образования.
По содержанию: нормы закрепляющие основы конституционного строя, права и свободы граждан, федеративное устройство и т. д
4. Предмет и метод конституционного права
КП — ведущая отрасль системы права РФ. В отличие от других отраслей права, которые воз-действуют на общественные связи в какой-либо одной области жизни, КП регулирует отношения, складывающиеся во многих сферах жизнедеятельности общества: политической, экономи¬ческой, социальной и других.
КП — это упорядоченная совокупность пра¬вовых норм, охраняющих права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.
Предметом конституционного права России являются те отноше¬ния, которые регулируются его нормами:
а) отношения между человеком и государством;
б) основы конституционного строя; в) устройство государства;
г) форма правления.
Методом конституционно-правового регулирования является - со¬вокупность приемов и способов правового воздействия на соответст¬вующие общественные отношения. Эти методы разнообразны и зависят от характера предмета право¬вого регулирования.
К ним можно отнести два основных:
императивный (метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, ответственности);
диспозитивный (метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволении). В свою очередь они подразделяются на следующие способы воз¬действия: дозволение (применяется преимущественно к регулированию статуса человека и гражданина и определению компетенции государ¬ственных органов и субъектов Федерации); связывание (применяется к организации власти, исполнению долга гражданина перед государством); запрещение (применяется к действиям, нарушающим права и свободы человека, посягающим на интересы государства). В целом конституционно-правовые методы и способы регулирова¬ния общественных отношений основываются на властно-императив¬ных началах.
5. Конституционно-правовые отношения.
Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, возникающие на основе норм конституционного права, участник которого наделяется правами и обязанностями.
Элементы конст- правовых отношений
Субъекты
1) государство и государственные образования /Российская Федерация и ее субъекты/;
2) административно-территориальные единицы, избирательные округа;
3) органы государства;
4) органы местно самоуправления;
5) должностные лица;
6) депутаты законодательных органы Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления, члены Совета Федерации, а также их объединения;
7) политические партии и другие общественные объединения;
8) граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, собрание избирателей.
Объекты:
1)Социально-политические блага: государственный суверенитет, народовластие, идеологический и политический плюрализм, право народов на самоопределение, независимое местное самоуправление и т.д.
2)Социально-экономические блага: единое экономическое пространство, многообразие форм собственности и их равная защита, свобода предпринимательства, конкуренции и т.д.
3)Личные блага: жизнь, достоинство, здоровье, доброе имя, неприкосновенность и т.д.
Содержание
1)Фактическое: поведение участников конституционного правоотношения
2)Юридическое: юридические права и обязанности участников конституционного правоотношения
Основания
1)Юридические факты- жизненные явления, влекущие правовые последствия. события и действия
2)Правовые состояния: например, гражданство
6. Субъекты конституционного права РФ.
Субъектами конституционного права - носители конституционных прав и конституционных обязанностей.
Субъекты конституционного права подразделяются на три боль¬шие группы:
Физические лица - граждане РФ; иностранцы; лица с двойным гражданством (бипатриды); лица без гражданства (апатриды); избиратели, кандидаты в депутаты и депутаты как лица со специальной правоспособностью. Конституционная правоспособность физических лиц определяет¬ся нормами Конституции, устанавливающими основные права и сво¬боды (например, право избирать и быть избранными).
Государственные образования - государство в целом (РФ); субъекты РФ — республики, края, области, го¬рода федерального значения, автономные округа и автономная область; органы государства — как на федеральном уровне, так и на уров¬не субъектов Федерации.
Него¬сударственные объединения.- общности людей — народ РФ, народы субъ¬ектов Федерации, население административно-территориальных еди¬ниц и муниципальных образований; органы местного самоуправления; ассоциации граждан — политические партии, массовые обще-ственные организации, религиозные объединения, общественно-по¬литические движения и др.; группы граждан — собрания избирателей, сходы граждан и др.
7. Источники конституционного права РФ.
Источник права – это форма, в которой существуют, выражаются правовые нормы. Термин «источник» права содержит в себе два взаимосвязанных аспекта.
Во-первых- внешнюю форму, форму выражения правовых норм (другими словами - «вместилище» правовых норм);
во-вторых- форма придания правилам поведения юридически обязательного характера, характера норм права.
Особенностью системы источников российского конституционного права - является ее обусловленность федеративным устройством Российской Федерации.
Источниками конституционного права России являются следующие правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. Конституция РФ является основным источником любой отрасли национального права, и в первую очередь конституционного. Специфика Конституции как основного источника конституционного права выражается в следующем:
1) Конституция принимается народом или от имени народа, она является высшей формой воплощения государственной воли народа.
2) конституционные нормы имеют учредительный характер, устанавливая основные принципы существования государства (основы конституционного строя), основы организации государственной власти, устанавливают порядок создания иных правовых норм. Конституционные нормы первичны, нет другого правового акта, которому Конституция должна бы была соответствовать;
3) Конституция определяет некоторые виды иных источников права;
4) Конституция РФ обладает высшей юридической силой/
5) Конституция РФ имеет не только правовое, но и большое общественно-политическое и идеологическое значение, а также идеалы, к которым стремится общество индивидов, объединенных совместным существованием в рамках Российской Федерации. Конституция РФ выступает одним из фундаментальных, основополагающих факторов существования российского общества:
6) большинство конституционных положений имеют общий характер, направлены на регулирование широкого круга вопросов жизни общества, затрагивая главные аспекты регламентирования общественных отношений.
2. Законы. В Российской федерации законы принимаются законодательными (представительными) органами государственной власти на федеральном и региональном уровне. К источникам конституционного права относятся законы, содержащие конституционно-правовые нормы.
виды законов,
принимаемых федеральным Собранием - федеральным представительным органом государственной власти:
1) федеральный конституционный закон. Федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Конституцией РФ предусмотрена возможность принятия федеральных конституционных законов о чрезвычайном положении (ст. 56), о принятии в Российскую Федерации и образовании в ее составе нового субъекта (ст. 65), об изменении статуса субъекта Российской Федерации (ст. 66), В настоящее время приняты федеральные конституционные законы от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации», от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации», от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах».
2) федеральный закон. Источниками конституционного права являются, например. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» и др.;
3) закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. В форме такого закона в соответствии со ст. 135 Конституции РФ и Федеральным законом от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» вносятся поправки к гл. 3-8 Конституции РФ. Закон о поправке к Конституции РФ принимается по процедуре принятия федерального конституционного закона. Предмет регулирования такого закона ограничен только внесением поправки к Конституции.
Законы, принимаемые законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской федерации. Право принимать законы предоставлено им ст. 5 и 76 Конституции РФ.
3. Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации. Государственная Дума и Совет Федерации по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к их ведению, вправе в соответствии со ст. 102 и 103 Конституции РФ принимать постановления, большинство из которых носит правоприменительный характер, но некоторые могут иметь и нормативный характер. Наиболее значительными из них являются Регламент Государственной Думы от 22 января 1998 г. и Регламент Совета Федерации от 6 февраля 1996 г.
4. Указы Президента РФ. К источникам конституционного права относятся только нормативные указы Президента РФ. В качестве примера можно привести Указ Президента от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».
5. Постановления Правительства РФ - издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. В качестве примера можно привести Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1994 г. «О концепции государственной политики по отношению к казачеству».
6. Акты органов местного самоуправления. Система местного самоуправления. согласно Конституции РФ, не входит в систему государственной власти. Поэтому акты органов местного самоуправления не являются в чистом виде нормативно-правовыми актами, а являются источниками конституционного права в смысле внешней формы выражения норм. Юридическая сила. общеобязательность придается им так называемой «генеральной отсылкой», санкционированием со стороны государства * положений, содержащихся в актах органов местного самоуправления и законодательстве Российской Федерации.
7. Конституционно-правовые договоры и соглашения. Под конституционно-правовым договором (соглашением) понимается соглашение, заключаемое субъектами конституционного права. Возможность заключения некоторых из таких соглашений предусмотрена Конституцией РФ. Договор является выражением диспозитивного метода конституционно-правового регулирования, так как предусматривает равенство сторон.
Российскому конституционному праву известны следующие виды договоров:
1) Федеративный договор от 31 марта1992 г., закрепивший основы взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами и положенный в основу конституционного регулирования федеративного устройства Российской Федерации по Конституции РФ 1993 г.;
2) договоры между Российской Федерацией и субъектом Федерации о разграничении предметов ведения и делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Федерации. Такие договоры заключены, например, с Республиками Татарстан (15 февраля 1994 г.), Башкортостан (3 августа 1994 г.).
3) договоры между органами государственной власти автономного округа и органами государственной области края (области), предметом регулирования которых являются отношения между ними, связанные с вхождением автономного округа в состав края или области. Возможность их заключения прямо предусмотрена ст. 66 Конституции РФ.
4) соглашение об изменении статуса субъекта Российской Федерацию. Конституция РФ в ч. 5 ст. 66 предусматривает, что статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.
8. Общепризнанные принципы к нормы международного права, международные договоры.(ст. 15. Ч.4)
9. Решения Конституционного Суда Российской Федерации - их признание на сегодняшний день в качестве источника права является спорным.
10.Естественное право – ст. 2 КРФ Таким образом, Конституция РФ признает, а не устанавливает права человека.
8. Закон — основной источник российского конституционного права (понятие, признаки, виды).
Закон - НПА высшей юр.силы, принимаемый в особом порядке законодательным органом или народом на референдуме, и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Классификация законов:1.По юр.силе: Конст РФ (закон высшей юр.силы); ФКЗ РФ - существуют с 1994 года, принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и считается принятым при одобрении большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов СФ и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы. ФЗ РФ- основной вид закона РФ - принимается Госдумой и советом Федерации - не могут противоречить ФКЗ; ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятые Госдумой ФЗ в течение 5 дней передаются на рассмотрение СФ. ФЗ считается одобренным СФ, если за него проголосовало более 1/2 от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен СФ. В случае отклонения фед.закона СФ палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего фед.закон подлежит повторному рассмотрению Госдумой. В случае несогласия Госдумы с решением СФ ФЗ считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы. Президент РФ имеет право вето на ФЗ.
2.По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться:ФКЗ - по вопросам, предусмотренным Конституцией, Закон РФ о поправке к Конституции РФ; ФЗ (о выборах президента 10.01.2003, о гражданстве 31.05.2002, о СМИ 27.12.1991, о политпартиях 11.07.2001).
3.по территориальному признаку: ФЗ; законы субъектов РФ - принимаются законодательными органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных органов субъектов РФ, а также конституциями (уставами) субъектов РФ.
4.По возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом РФ: ФКЗ - президент не обладает отлагательным вето; ФЗ - президент обладает отлагательным вето.
Конституция РФ предусматривает принятие ФКЗ и ФЗ. Они различаются:по юр.силе; по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться; по порядку принятии; по возможности применения президентом РФ в отношении них отлагательного вето.
9. Конституционная ответственность (понятие, субъекты, основания).
Конституционная ответственность – это закрепленная нормами конституционного права обязанность субъекта конституционно-правового отношения отвечать за свое юридически значимое поведение в установленном порядке, а в случае отклонения претерпевать меры государственного воздействия.
Структура
Субьекты – Государство, Органы государственной власти, Органы местного самоуправления, Депутаты , Должностные лица, Общественные объединения, Физические лица (граждане, иностранцы, апатриды)
Основания – возникают вследствие нарушения (Конституции РФ, Конституций ( уставов) субъектов РФ, Других источников конституционного прав
Санкции – 1)Правовосстановительные – принуждение к выполнению конституционной обязанности, отмена незаконного правового акта, обязанность возместить причиненный ущерб и т.д.
2)Предупредительные – предупреждение Президента РФ законодательному органу или высшему должностному лицу субъекта Федерации о необходимости отмены признанного судом незаконным правового акта, приостановление деятельности общественного объединения и т. Д.
3)Карательные –роспуск Государственной Думы, отставка Правительства РФ, признание выборов недействительными
4)Санкции пресечения – ведение военного или чрезвычайного положения, «вето» Президента РФ и т. Д.
10. Понятие и сущность Конституции РФ.
Конституция РФ - основной закон Российского гос-ва, регулирующий важнейшие общественные отношения между гражданином, общ-вом и гос-вом, закрепляющий основы конст.строя, организацию гос.власти.
Конституция РФ - это закон, имеющий высшую юр.силу, прямое действие и применяемый на всей терр РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конст РФ. Отличительные черты Конституции:1. особый субъект, который устанавливает Конституцию (народ) или от имени которого она принимается; 2.учредительный, первичный характер конст.установлений; 3.всеохватывающий характер конст.регламентации, т.е.тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет (полит.сфера, эк-кая, социальная, духовная и другие); 4.особые юр.свойства: верховенство, высшая юр.сила, особый порядок принятия, внесения поправок и изменения Конституции, специфические формы охраны и т.д.
Сущность Конституции - баланс основных соц.интересов, представленных в общ-ве; проявление плюрализма, политического компромисса. Одним из распространенных представлений является трактовка сущности Конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в Конституции, о том на каких основах учреждается данное общ-во, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям Конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли. Теологические теории видят сущность Конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в Конституции выражаются идею высшей справедливости, разума. В сущности Конституции 1993 года заложены общедемократические начала. По своему источнику она является народной Конституцией, поскольку была принята народом на референдуме, а не установлена гос-вом.
11. Конституция РФ 1993 г. Общая характеристика.
Конституция РФ 1993 года - была Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, содержит два раздела, 9 глав и 137 статей.
Глава 1- основы конституционного строя, Глава. 2- права и свободы человека и гражданина, Глава 3- федеративное устройство, Глава 4- президент РФ, Глава 5- федеральное собрание ,Глава 6- правительство РФ, Глава 7- судебная власть, Глава 8 – местное самоуправление, Глава 9- конституционные поправки и пересмотр конституции.
Конст.РФ отражает переходный хар-р российского общ-ва,в ней нашли отражение многообразие форм собственности, конкуренция, свобода эк-кой деят-ти,полит.и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гр-на, федеративное устройство.
Это находит свое воплощение в ее осн.чертах,таких как: 1.прямое действие(нормы конст.не нуждаются в ином подтверждении. Прямое действие конст.норм означает право гр-н непосредственно опираться на них при осуществлении своих прав). 2.верховенство(ни один акт не м.б.принят если он противоречит положениям конституции-ч.2 ст.4 и ч.1 ст.15). 3.высшая юр.сила(при столкновении нормы конст.РФ и иных правовых норм всегда должна применятся норма конституции(ч.1 ст.15).4.особый порядок охраны (все гос.органы призваны обеспечивать действенность конст.РФ. В стране учрежден и действует специализированный орган конст.контроля-Конст.суд РФ. 5.Содержательные особенности( к их числу относятся сжатое, но комплексное закрепление в конст.РФ устройства гос-ва и негос.институтов, приоритетное регулирование прав и свобод людей по сравнению с их обязанностями,учреждение федерализма, республиканской формы правления, демократического правового режима. Также конст.РФ отличают такие черты, как особый субъект, которым явл.народ, учредительный, первичный хар-р конст.установлений,кот.проявляется в том что ее установления явл.первичными и выступают в кач-ве первоосновы для текущего законодат-ва,особый порядок ее принятия и пересмотра.
12. Юридические свойства Конституции РФ.
Конституции как нормативному правовому акту присущи следующие юр.свойства:
1.Верховенство Конституции означает, что гос-во, гос.власть в лице гос.органов, а также орг-ции, объединения, граждане подчиняется Конституции. Согласно статье 4 Конст имеет верховенство на всей территории РФ. Согласно статье 15 Конст РФ органы гос.власти, органы МСУ, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конст РФ и законы.
2.Высшая юр.сила Конституции. Согласно ст 15 Конституция РФ имеет высшую юр.силу, прямое действие и применяется на всей терр РФ. Высшая юр.сила Конст означает, что все законы и иные НПА должны соответствовать Конст, в противном случае действуют нормы Конституции.
3.Центральное место во всей правовой системе. Конституция является "ядром" правовой системы, основным законом гос-ва. Она координирует законодательство и направляет правотворческий процесс, устанавливает порядок принятия законов, основные виды подзаконных актов.
4.Особая охрана Конституции. В охране Конст задействована практически вся система органов гос.власти. Президент РФ является гарантом Конституции. Конст.Суд РФ проверяет конституционность ряда НПА, причём акты, признанные неконституционными, утрачивают силу.
5.Особый порядок принятия, изменения и пересмотра Конституции. Особый, усложнённый порядок изменения и пересмотра Конституции (Глава 9 статьи 134 - 137), характеризует её как "жёсткую" (в отличие от "гибких" конституций, изменяемых в том же порядке, что и другие законы), обеспечивает её стабильность. Конституция, как основной закон - акт долговременного действия, юр.свойством которого является устойчивость его содержания. В силу самой природы конституции ей присуще качество стабильности. Принятие новой конституции должно быть спровоцировано либо серьезным, неисправимым недостатком предыдущей редакции, либо какими-либо глобальными изменениями в общ-ве, общественном и гос.устройстве. Отдельные изменения в ней также должны требовать серьезного обоснования и происходить в особом, присущем только Конституции порядке. Поэтому в большинстве стран мира установлен усложненный порядок изменения Конституции.
Особенности Конституции:1.принимается народом или от имени народа; 2.носит учредительный (первичный) характер; 3.особый предмет конст.регулирования (Конст носит всеохватывающий характер - политическая, эк-кая, социальная, духовная сферы жизни общ-ва).
13. Реализация конституционных норм (понятие, формы). Прямое действие норм Конституции РФ 1993 г.
Реализация Конституции – это соц-правовой процесс кот. обеспечивает проведение действующей конституции в жизнь.
Формы реализации конституции:1. Соблюдение (им реализуются запрещающие нормы) - пассивное воздержание от действий, запрещенных юр.нормами. 2. Исполнение (через него реализуются обязывающие нормы). Это активное действие, направленное на претворение в жизнь обязывающих предписаний юр.норм. 3. Использование (через него реализуются уполномочивающие нормы) представляет собой такую форму реализации, когда соответствующие субъекты совершают дозволенные Конституцией действия и осуществляют предоставленные им права.
4. Применение права - властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц.
Прямое действие конст.норм означает, что независимо от наличия законодательных актов текущего законодательства, в которых конкретизируются конст.нормы, все правоприменяющие субъекты обязаны эти нормы осуществлять. Суд и иные органы при решении тех или иных положений могут прямо ссылаться на
конкретную статью Конституции.
Прямое действие российской Конституции.
Прямое (непосредственное) действие норм Конституции РФ озна¬чает - что независимо от наличия законодательных актов, конкретизи¬рующих эти нормы, органы, представляющие все три ветви власти, обязаны их осуществлять
Суд, разрешая дело, применяет не¬посредственно Конституцию, когда:
а) закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат ука¬зания на возможность ее применения при условии принятия феде¬рального закона, регулирующего данные отношения;
б) суд придет к выводу, что закон, действовавший на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;
в) суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый пос¬ле вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с со¬ответствующими положениями Конституции; г) закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регу¬лировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует. В случае сомнений по поводу соответствия российской Конститу¬ции какого-либо нормативного акта суд обращается с запросом о кон¬ституционности данного акта в Конституционный Суд РФ на любой стадии рассмотрения дела.
14. Конституция РСФСР 1918 г. (общая характеристика).
Конституция РСФСР 1918 года — конституция России в 1918—1925 гг. Была принята постановлением V Всероссийского съезда советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов 10 июля 1918 года. Провозглашала Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов высшим органом государственной власти.
Основные принципы Конституции были сформулированы в ее шести разделах:
I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируе¬мого народа – в ней орпеделялось
II. Общие положения Конституции РСФСР;
III. Конструкция Советской власти (организация советской власти в центре и на местах);
IV. Активное и пассивное избирательное пра¬во;
V. Бюджетное право;
VI. О гербе и флаге РСФСР.
В Декларации определялась социальная основа новой государ¬ственности — диктатура пролетариата и ее политическая основа — система советов рабочих, крестьянских и солдатских депута¬тов. Законодательно закреплялись первые экономические преоб¬разования: национализация лесов, земли, недр, транспорта, бан¬ков, части промышленности.
Срок действия Конституции опре¬делялся как «переход от капитализма к социализму». Государственное устройство РСФСР носило федеративный характер, субъектами федерации были национальные респуб¬лики. Предусматривалось также создание областных союзов, входящих на началах федерации в РСФСР и состоящих из не¬скольких национальных областей.
Высшим органом власти Конституция провозглашала Все¬российский съезд советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов.
Съезд избирал ответственный перед ним Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). ВЦИК формировал Правительство РСФСР— Совет Народных Комиссаров, состоявший из народных комиссаров, возглавлявших отраслевые народные комиссариаты. Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды советов, формировавшие свои ис¬полнительные комитеты. В городах и селениях создавались го¬родские и сельские советы. Компетенция центральных органов власти определялась сле¬дующим образом. Всероссийский съезд Советов и ВЦИК осуществляли утверждение и изменение Конституции, принятие в со¬став РСФСР, объявление войны и заключение мира, общее ру¬ководство внешней, внутренней и экономической политикой, ус¬танавливали общегосударственные налоги и повинности; осно¬вы организации вооруженных сил, судоустройства и судопроиз¬водства, формировали общегосударственное законодательство. Всероссийский съезд советов обладал исключительным правом изменять Конституцию и ратифицировать мирные договоры.
Характерно, что законодательную власть в РСФСР осуще¬ствляли сразу три высших органа: Всероссийский съезд сове¬тов, ВЦИК и СНК. Последний мог издавать декреты и распо-ряжения в области государственного управления, носившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утвер¬ждались ВЦИК. Важнейшей задачей, возложенной на нижестоящие сове¬ты, было проведение в жизнь решений вышестоящих органов и подчинение им по вертикали. По горизонтали в пределах своей территории, местным советам предоставлялись широкие полномочия по реализации своей компетенции. Этот принцип получил наименование «демократического централизма». Избирательная система, закрепленная Конституцией, от¬ражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране. К выборам допускались лишь представители отдель-ных социальных групп, в отношении которых не применялись ограничения по признакам пола, национальности, оседлости, образования и вероисповедания. Эти группы объединялись по¬нятием «трудящиеся». Значительная часть населения была лише¬на избирательных прав: лица, использующие наемный труд в це¬лях извлечения прибыли; живущие на «нетрудовые доходы»; ча-стные торговцы и посредники; представители духовенства; слу¬жащие жандармерии, полиции и охранного отделения. Исклю¬чение из избирательного корпуса «социально-чуждых элементов» не позволяло рассматривать избирательное право как всеобщее. Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в советы (правило, действовавшее еще при выборах в земства и Государственную думу). Прямыми были выборы в сельские и го¬родские советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах советов на основе принципов пред¬ставительства и делегирования.
Местными органами государственной власти являлись местные съезды советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, которые также не являлись постоянными органами и созывались местными исполнительными комитетами. Постоянные губернские советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в тех губерниях, в которых они были, распускались и заменялись непостоянными съездами советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Местными органами государственной власти в городах и сёлах являлись городские советы рабочих и красноармейских депутатов и сельские советы крестьянских депутатов, которые являлись постоянными органами. Они избирались рабочими и крестьянами сроком на 3 месяца. При этом члены этих советов могли быть отозваны избирателями.
15. Процедура пересмотра и изменения Конституции в Российской Федерации.
Конституция РФ различает термины «пересмотр» и «внесение по¬правок». Пересмотром является изменение положений гл. 1, 2 и 9 Кон¬ституции РФ, причем они не могут быть предметом рассмотрения Федерального Собрания РФ. Внесение поправок изме¬няет содержание гл. 3—8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российского парламента.
Субъектами права на внесение предложений о поправках и пере¬смотре положений Конституции РФ являются:
1. Президент РФ,
2. Совет Федерации,
3. Государственная Дума,
4. Правительство РФ,
5. законодатель¬ные (представительные) органы субъектов РФ,
6. Совета Федерации или депутатов Госу¬дарственной Думы. - группа численностью не менее одной пятой членов
Процедура пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ состоит из сле¬дующих стадий.
Во-первых, инициатива о пересмотре данных глав Конституции должна быть поддержана тремя пятыми голосов 3/5 от общего числа чле¬нов Совета Федерации (107 голосов) и депутатов Государственной Думы (270 голосов).
Во-вторых, если такое решение Федеральным Собранием будет принято, то созывается Конституционное Собрание.
В-третьих, Конституционное Собрание вправе принять одно из двух решений: 1)подтвердить неизменность Конституции РФ, тогда процедура пересмотра Конституции заканчивается;
2)разработать проект новой российской Конституции.
В-четвертых, если Конституционное Собрание разработает новую Конституцию России, то она может быть принята двумя путями:
1) при наличии квалифицированного большинства в две трети от общего числа членов Конституционного Собрания;
2) вынесение проекта на всенародное голосование (референдум). Референдум может быть признан результативным, если за новую Конституцию проголосуют более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей, проживающих на территории РФ. Такой порядок пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ призван обеспечить стабильность конституционного строя и защиту прав и свобод граждан России.
Порядок изменения Конституции установлен для гл. с 3-й по 8-ю.
Поправки к этим главам Конституции РФ прини¬маются в порядке, предусмотренном для принятия федерального кон¬ституционного закона. Однако данные поправки вступают в силу толь-ко после одобрения законодательными органами субъектов РФ. Предложение о поправке к Конституции должно содержать либо текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции РФ, ли¬бо текст новой редакции статьи, либо положение об исключении статьи из Конституции РФ. Данное предложение вносится в Государ¬ственную Думу. Рассмотрение Государственной Думой проекта закона о поправке к Конституции осуществляется в трех чтениях. За его принятие должно проголосовать не менее двух третей от общего числа депутатов Госу¬дарственной Думы и трех четвертей от общего числа членов Совета Фе¬дерации. После чего закон публикуется для всеобщего сведения и направляется Председателем Совета Федерации в законодательные (представительные) органы субъектов Федерации для рассмотрения, они обязаны рассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в тече¬ние одного года со дня его принятия. После того как законодательные (представительные) органы не менее чем двух третей субъектов РФ одобрят дан-ный закон, он направляется Президенту РФ для подписания и офици¬ального опубликования.