1. Эволюция режиссуры в театральном и киноискусствах.
Режиссура как самостоятельная профессия – оформление в последние годы 18 века. До этого функции режиссера – у драматурга, актеров, авторов.
Разные мнения насчет происхождения профессии режиссера, одни считают – режиссер существует с момента зарождения театра (кто то ведь занимался подготовкой), другие – режиссура возникла с появлением особого типа драматургии, требующей работы с актером, построением сцен дейсвтия. Именно тогда пришли режиссеры, создание особого худ мира, спектакль – целое, единство замысла реж и игры актеров.
+ конец 19-начало 20 – крупные режиссеры и театральные деятели. Режиссер, актер, педагог К.С.Станиславский – собственные взгляды на театр, определяет его развитие. Система принципов актерской профессии, воспитания – базовая система для многих. Определяет принципы руссого театра, основывает с В.И.Немировичем-Данченко МХТ.
+ 20 век – борьба за режиссерский театр, у каждого реж – концептуальное видение. Немирович-Данченко – режиссер должен умерть в актере, вложить свой замысел в сознание исполнителя – все сказать зрителю. В.Э.Мейрхольд – наоборот, режиссер – автор спектакля, должен чувствовать себя свободным.
1908 - первый съезд режиссеров – разные точки зрения по вопросу отношения актера и режисера, режиссерский замысел – показатель творческой природы режиссуры, ее самостоятельности.
На смену театрам актеров (Театра Комиссаржевской, Мольера) приходят режиссерские театры (мейерхольда, Станиславского и пр). Хотя есть офиц названия (БДТ Горького) – запоминаются по реж (Товстоногова)
+ Большая роль интерпретации, трактовки. Режиссура – образное мышление, образ спектакля определяется актерской игрой и формированием мизансцен. Сегодня в практике сцен реж – разные аудиовиз матералы, созданные с помощью кино-видео-мм технологий, воспроизводимые в момент театр дейсвтия. Возможности совр тех средств безграничны, вплоть до создания на сцене объектов вирт реальности (а надо ли?). Техника развивает и обогащает выр средсва театра (сцен атмосфера спектакля через оформление, костюмы, грим, мизансцену). На сцен площадке могут сталкиваться разные стили, творч пристрастия, реж – властелин спектакля.
Кинорежиссура:
Формируется в начале 20 века, развивается все время. Изначально – развитие в 2 области – документально-жизненное (Люмьер) и условно-зрелищный (Мельес) Уже тогда кино развивается, обогащается, опирается лишь на театральные традиции, но достигают много.
К 1910 – утверждается профессия режиссера как мастера, созадющего концепцию фильма. Постепенно – осознание что кино может мыслить сложнее и разнообразнее чем театр (ракурс, монтаж, ассоциации). В 1920е – кино как самостоятельный вид иск-ва. В россии – Эйзенштейн, Пудовкин, Довженко, Вертов, Кулешов – их режиссерское маст-во – внимание к пластике экрана, монтажной драматургии, синтез идей.
+ разрабатываются выр средства кино, усложняется драм структура фильма, форма изо-пласт решения, актерское исполнение.Отсутсвие звука – нужны пластические способы рассказа с помощью монтажа. Мастер немого кино – Ч.Чаплин, гротеск, фарс, сатира.
+1930 – звук, новые возможности и проблемы. Основной носитель авторской идеи – актер, поворот от поэзии к прозе. В советском кино – братья Васильевы, Козинцев, пудовкин, Александров, Пырьев, Ф.Ланг
1950-60е (Бондарчук, Ромм, Чухрай)– кино обогащается эстетическим осмыслением режиссурой опыта вв2, становится психологической, аналитической. Хар выр средство – внутренний монолог автора и героя, закадровый коммент. Во франции – течение новая волна (Годар, Трюффо) – свободная и естественная док манера.
1970-80е – киноискусство – образно-философское, социальное авторское размышление о мире. Повествование от перовго лица. Интонация, настроение, мелодия кадра – не сктолько от экспрессивности ракурса, эффективности светотонального решения (20е), сколько от гармонии построения, глубины дух состояния человека. (Тарковский, Шукшин, Норштейн, Бергман, Куросава, Кубрик, Коппола)
Последние годы – режиссура разнообразна и многомерна. Еще не осмыслена.Постмодернизм (Балабанов, Муратова, Линч, Джармуш, Тарантино, Бессон)
ТВ-РЕЖИССУРА:
На первом этапе – под влиянеием театра и кино (крупные планы, неторопливое повествование), это кинореж для малого экрана. Второй этап – поиски своего пути. Язык ТВ – публицистический, своя печать. На третьем – ТВ имеет связь с кино и театром, но уже самостоятельный види су-ва. Палитра телереж – совокупность худ возможностей ТВ и других искусств. Отказ от односторонноей ориентации на тележурналистику и включение в арсенал худ тв-ва разных видов иск-ва – кино, театр, музыка, балет, эстрада .
Режиссура телеспект и телефильма – первые худ формы тв-искусства. Первые шли вживую, в прямом эфире, с появление записи – на пленку, с монтажом и озвучанием.Тв созданет свой театр, телетеатр. В 50-е годы режиссеры – из театра, потом появляются свои. Многие театр режиссеры работали на тв и внесли огромный вклад в развитие (Товстоногов, Эфрос, П.Фоменко)
Телефильм – возникает в период неореализма. Мб ТВ – это уже искусство? Товстоногов – тв еще ждет своего реформатора.
2. Виды экранной режиссуры
Виды экранной режиссуры
Кино:
- документальное
фиксирует подлинные события.
Режиссер документального кино не может вносить изменения в сценарий, как в игровом фильме, подчиняя действие и характеры персонажей своей воле. Его сценарий "пишет" жизнь, и он вынужден искать более сложные способы влияния на драматургию.
Кино возникло как документальное – короткие фильмы братьев Люмьер.
- игровое
- анимационное
Телевидение
Есть эффект присутствия, утраченный кино.
Небольшой размер экрана телевизора требует установления между зрителем и человеком на экране контакта особого рода, близкого к межличностному контакту. Именно этим объясняется значение и привлекательность для аудитории телевизионной информации, персонифицированной ее автором и участниками события. Этим объясняется стремление крупнейших телекомпаний иметь таких постоянных ведущих и репортеров, личность которых привлекала бы симпатии и доверие зрителей, - создавала «эффект доверительности».
Кино функционирует дискретно, тогда как телевидение функционирует непрерывно и разворачивается одновременно и параллельно с текущей жизнью телезрителя.
Кино как род искусства адресовано массовому сознанию, телевидение адресовано общественному мнению, отражая его и формируя.
Виды телережиссуры:
- режиссура прямого эфира (или прямой видеозаписи)
Монтаж осуществляется переключением камер, режиссер действует в соответствии со сценарием или импровизирует в эфире. Телеоператоры снимают необходимые планы.
- режиссура монтажных передач.
ближе к документальному кино. Заранее снятые кадры выстраиваются в определенном порядке и комбинируются со звуком и эффектами.
Работа режиссера проходит в аппаратной, оборудованной пультами переключения звука и изображения и мониторами, приборами связи с операторами и ассистентами.
Мультимедиа
3. Выразительные средства режиссуры экранных искусств. Кино, телевидение, мультимедиа.
Выразительные средства режиссера это те инструменты, которые избирает режиссер для наиболее полной реализации своего режиссерского замысла и утверждения действенной задачи своего произведения. Их такое множество, что перечисление может занять не одну страницу. Если говорить более обобщенно, то все выразительные средства можно разделить на три большие группы:
1. Инструменты создания видеоконтента;
2. Инструменты создания звукового контента.
3. инструменты создания интерактива
К инструментам первой группы я бы отнес:
1. Актеры.
2. Художественное пространство разворачивающегося действия.
Декорации (пространственное решение и композиция)
Натура
Костюмы
Реквизит
Цветовое и световое решение
3. Мизансцена. В экранном произведении мизанкадр.
Кадр
План
Ракурс
Перспектива (глубина кадра).
4. Спецэффекты
5. Монтаж
Инструменты создания звукового контента:
Речь (в кадре и закадровая)
Шумы
Музыка
Монтаж
Спецэффекты
соединение звука и видео таким образом, что бы это были не отдельные составляющие произведения, а единое, образное, глубоко воздействующее на зрителя произведение, очень важный этап и одно из самых выразительных средств режиссера.
Мультимедиа — взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.
4. Тема и идея сценария. Инсценировка. Сценарный план. План – структура.
+ Тема – о чем, предмет разговора. Идея – что хочет сказать автор, во имя чего. Сверхзадача основана на идее, не может идти в отрыв. Интерпретация, но не трогать автора.
Понятия «тема» и «идея» используются, ТОЛЬКО тогда, когда мы говорим о литературном источнике. Формулирование темы и идеи происходит в процессе понимания автора, его мировоззрения, сути исследуемого произведения.
Тема произведения всегда связана с повторяющимися жизненными явлениями, объединяющими и тревожащими большие группы людей. Среди тем можно выделить «вечные» - это те темы, которые актуальны во все времена (например «Тема любви»); и те темы, которые становятся актуальными в определенное конкретное время (так, например, сейчас становится актуальной «Тема толерантности», хотя еще десяток лет назад, она не такой актуальности не имела).
Идея же произведения лежит в плоскости авторского отношения к происходящему - это его угол зрения. Идея является главной мыслью произведения. Именно идея заключает в себе авторскую оценку происходящего.
Осваивая литературный первоисточник, режиссер, в первую очередь, должен выявить и сформулировать тему и идею как базисные пласты построения будущего экранного произведения.
Тема по сути это то, о чём, собственно, рассказывает или будет рассказывать спектакль, телевизионная постановка, передача или фильм.
Тема определяет фокус творческого поиска. Точно определенная тема способствует более точному пониманию и выражению идеи.
Идея - это некая мысль, которую вкладывает в свое произведение автор. В этом смысле можно сказать, что тема – это факт, а идея – это мысль, отражающая смысловое и эмоциональное отношение к этому факту.
Создавая инсценировку и сценарный план необходимо постоянно выверять, насколько привнесенные в литературный первоисточник изменения, позволяют усилить звучание темы и углубляют идею произведения.
Инсценировка – литературное произведение, переведенное на языки изображения и звука.
Сценарный план - это документ, хронологически излагающий последовательность развития сюжета.
5. Литературный и режиссёрский сценарий как основа экранного продукта.
Литературный сцена́рий — полноценное художественное произведение, отвечающее специфическим и производственным требованиям фильмопроизводства, где с учётом зрительных и звуковых образов дается описание эпизодов фильма с диалогом актеров
Режиссерский замысел это выраженный в письменном виде ход мыслей режиссера относительно цели осуществляемого проекта, его адреса и темы. Помимо этого, режиссерский замысел содержит режиссерский разбор литературного сценария, который содержит не только событийный разбор и сформулированную сверхзадачу, но и описание способов их реализации.
На основе режиссерского замысла создается режиссерский сценарий, который представляет собой таблицу, содержащую определенные графы. Классический режиссерский сценарий состоит из семи граф:
1. Порядковый номер кадра.
В режиссерском сценарии всем кадрам будущего фильма присвоен порядковый номер. Этот номер будет «сопровождать» кадр в течение всего периода производства фильма.
2. Наименование объекта.
Группа кадров, имеющих одно и то же место действия, образует объект съемки, разбивка фильма на съемочные объекты имеет большое значение для монтажа, так как монтируют фильм тоже по «объектам». По мере накопления отснятого материала кадры из разных объектов объединяют в эпизоды, то есть в более или менее законченные части будущего фильма, имеющие самостоятельное драматургическое значение.
В графе 2 отмечают также место съемки (павильон, натура или интерьер), время действия (утро, день, вечер, ночь) и способ съемки кадра (если съемки комбинированные).
3. План.
Здесь указывают, каким планом будут вести съемку кадра.
4. Метраж кадра и характер звукозаписи.
В этой графе режиссер указывает длину каждого кадра в метрах. Метраж кадра определяет количество пленки, необходимое для съемки этого кадра, и время, в течение которого этот кадр будет демонстрироваться на экране.
Для обозначения характера звукозаписи приняты условные шифры. Буква «С» указывает на то, что кадр должен сниматься синхронно, то есть запись звука должна производиться одновременно со съемкой изображения. Буква «Н» означает то, что кадр будет сниматься без записи звука («немой» кадр). Буква «Т» показывает, что кадр снимается с последующим озвучанием.
В интерьерах и натурных съемках записывают синхронно черновую фонограмму. Кадры, снятые с черновой фонограммой, озвучиваются в тонателье киностудии («тонированный кадр»).
5. Содержание кадра и текст.
Это основная графа режиссерского сценария. В ней подробно описано все, что должно быть показано на экране: действия актеров, обстановка, в которой они происходят, характер этих действий и т.д. В этой графе приводят все реплики, произносимые в описываемом кадре. Чтобы реплики выделялись из общего текста, их печатают другим шрифтом или заглавными буквами.
6. Музыка и шумы.
В этой графе помечают звуки, которые должны сопровождать кадр, причем звуки, записываемые несинхронно. Обычно это музыка, песни, несинхронные шумы, специальные звуковые эффекты. Для музыки указывают состав исполнителей: оркестр, рояль, соло аккордеона и т.п.
7. Примечания.
Примечания, как правило, касаются техники выполнения кадра, по ним ассистенты режиссера, оператор и художник подготавливают съемку кадра.
Здесь указывают, что кадр снимают под предварительно записанную фонограмму, или, как говорят на киностудиях, «под фонограмму». Это кадры, в которых герои поют или танцуют.
Утвержденный к производству режиссерский сценарий является документом, содержащим руководство к работе ВСЕХ служб и подразделений, участвующих в создании экранного произведения.
6. Сверхзадача и сверхсверхзадача.
Сверхзада́ча — термин, введенный К. С. Станиславским для обозначения той главной цели, ради которой создается пьеса, актёрский образ или ставится спектакль. Термин получил широкое распространение в театральной практике и со временем приобрёл иносказательное значение: высшая цель, которую необходимо достичь.
Сверхзадача – это вывод, который должен сделать зритель, это квинтэссенция режиссерской концепции, а именно - то, ради чего режиссер берется за работу над тем или иным произведением, то, что он хочет сказать своей работой. «Стремление к сверхзадаче должно быть сплошным, непрерывным, проходящим через всю пьесу и роль» - пишет К.С.Станиславский. Задачей же режиссера является не только выявление сверхзадачи, но и ее точная формулировка. Она должна быть позитивной, актуальной и острой.
Сверхзадача должна волновать.
"Искусство не отображательное зеркало, а увеличительное стекло" Маяковский.
Сверхзадача характеризуется следующими чертами.
1. Будучи тесно связанной с мировоззрением художника, с его гражданской позицией, сверхзадача нетождественна им, поскольку является эстетической категорией, специфическим феноменом художественной деятельности.
2. Определить сверхзадачу словами можно только приблизительно, потому что в целом она непереводима с языка образов на язык понятий. Отсюда проистекает множественность (практически неисчерпаемость) толкований сверхзадачи одного и того же произведения.
3. Процесс нахождения, открытия сверхзадачи протекает, в сфере неосознаваемой психической деятельности, хотя путь к этому открытию, равно как и последующая оценка его эстетической, философской, общественной значимости, характеризуется активным участием сознания.
Режиссер, как интерпретатор автора привносит в произведение свое мировоззрение, базирующееся за жизненном опыте, т.е. свою сверх-сверхзадачу. Сверх-сверх задача рождается из отношения режиссера к жизни, а не к конкретному произведению, ее влияние на зрителя шире, чем влияние сверхзадачи. Сверх - сверхзадача - это мировоззрение режиссера. Режиссер это философ, который размышляя над жизнью, познает ее и открывает новые смыслы и истины с помощью действенного анализа. И выражает эти открытия в своих произведениях.
Сверх-сверхзадача это то, ради чего (!!!) ставится данный спектакль.
7. Конфликт – основа построения действия. Виды и природа конфликтов.
Если в жизни мы пытаемся избегать конфронтации, то в режиссуре стремимся к возможно большему обострению противоборства. Конфликт - явление динамичное, неразрывно связанное с действием: и словесным, и физическим, - что углубляет и обнажает характеры противоборствующих сторон и позволяет накалять противостояние четко выраженных, ясных сил.
Конфликт - способ взаимоотношения персонажей, главный инструмент писателя и режиссера. Без конфликтов было бы трудно представить нашу жизнь. И поэтому в каждом произведение, фильме, постановке существует конфликт. Он необходим для развития действия. Конфликт являет важной составляющей любого произведения,
Чем актуальнее и острее выражен конфликт, тем интереснее зрителю наблюдать за развитием действия.
Есть пять основных видов конфликтов, на которых базируются истории:
- внутренний,
(Когда герой не уверен в себе, в своих действиях, или в своих желаниях - он находится в конфликте с самим собой. Такого рода конфликт хорошо работает в романе и более проблематичен в драме.)
- взаимоотношений,
(Большинство таких конфликтов строится на противоречии целей и желаний героев. Конфликт взаимоотношений может быть поводом ко всему фильму, а может завязывать лишь одну сцену в фильме.)
- социальный,
(Во многих картинах конфликт разворачивается между одним человеком и группой людей - мафией, бюрократией, правительством, семьей, корпорацией и т.д. ...Сталкиваются интересы отдельных социальных групп или группировок с человеком - как правило, положительным героем - борющимся с ними. Часто на этом строятся сценарии триллеров.)
- ситуационный,
(Дана определенная ситуация (катастрофа, землетрясение) в которой по-разному начинают проявлять себя персонажи. Однако без конфликтов во взаимоотношениях персонажей, порожденных ситуацией, главный, ситуационный конфликт долго держаться не может.)
- космический.
(В некоторых картинах конфликт возникает между человеком и Богом или человеком и Дьяволом. Космический конфликт зиждется на взаимоотношениях человека и каких-либо сверхсил.)
8. Действенный и событийный анализ. Основной событийный ряд. Действие задачи.
Событийный анализ – это инструмент режиссера, с помощью которого он препарирует первоисточник и создает свое произведение.
"События нанизываются на стержень конфликта, образуя своеобразный шашлык." (Г. Товстоногов, "Беседы с коллегами").
все события связаны между собой причинно - следственным механизмом: каждое событие причина последующего и следствие предыдущего; одно событие порождает другое и т.д. Это главная особенность событийного ряда. Основные события, о которых мы говорили выше, есть части событийного ряда, части наиболее значимые, факты же заполняют внутренне пространство пьесы, создавая ее оригинальную композицию, ее особенности и атмосферу.
Определение основного конфликта и его этапов позволяют наиболее точно произвести событийный анализ.
В основе события лежит жизненное происшествие, в котором существует борьба двух противоборствующих сил.
Событийный ряд в целом вскрывает этапы борьбы сквозного действия и контрдействия за достижение сверхзадачи. Присутствуя в каждом событии, основной конфликт находится в разных своих этапах.
Исходное событие всегда связано с принципиальным изменением ранее существовавшего положения действующих лиц. Исходное событие - находится за рамками произведения, то событие, которое происходило до начального события, иногда мы не знаем, что это за событие, но можем предположить.
Начальное событие - в этом событии происходит начало сквозного действия,
Центральное событие - событие, в которое втянуты все герои. Центральное событие не просто продвигает борьбу, продвигает действие как другие события, а изменяет их качественно. Существовавшее до того положение становится более невозможным.
Кульминационное событие - пик борьбы, силы одинаковые, столкновение сквозного и контр сквозного действия, борьба между ними.
Финальное событие - событие, в котором заканчивается сквозное действие. В финальном событии кончается борьба по сквозному действию, исчерпывается ведущее предлагаемое обстоятельство. Основной конфликт исчерпан, разрешен. Здесь, мне кажется, основной конфликт катится к неизбежной развязке. Здесь, уже никто не может ничего предпринять. Герои, не воспользовавшись данной в центральном событии возможностью, становятся безвольными жертвами этого конфликта.
Главное событие - победа сквозного действия. Самое последнее событие, заключающее “зерно” сверхзадачи. В нем как бы “просветляется” идея произведения,
Действенный анализ
В режиссуре действие - это волевой психо - физический акт, направленный на партнера. Действенная задача - волевой акт, направленный на партнера на достижение цели в определенных предлагаемых обстоятельствах,
Действенный анализ - в системе Станиславского - поиск актером таких обстоятельств, которые позволяют действиям актера совпасть с действиями, предусмотренными ролью. Считается, что анализ пьесы действием создает наиболее благоприятные условия для возникновения процесса перевоплощения актера в образ, Постепенно разрозненные действия выстраиваются в логическую цепь, образуя сквозное действие (непрерывную линию роли). Причем, важно помнить, что сквозное действие всегда формулируется как «борьба за …….».
К.С. Станиславский рекомендовал актерам анализ ее физическим действием. Значит, режиссеру нужно уметь любое, самое сложное психологическое движение души надо уметь перевести в действие. Именно поэтому К.С. Станиславский и его последователи считают, что с первых же репетиций надо пробовать действовать от себя в предложенных автором обстоятельствах.
Действенный анализ пьесы создает, по мнению Станиславского, наиболее благоприятные условия для познания творчества драматурга и возникновения процесса перевоплощения актера в образ. Для этого актер должен окружить себя обстоятельствами жизни пьесы, пытаясь действием ответить на вопрос: "Что бы я стал делать сегодня, здесь, сейчас, если бы находился в обстоятельствах действующего лица"? Этот момент действенного анализа Станиславский назвал «началом сближения актера с ролью, изученном себя в роли или роли в себе».
9. Сквозное и контрсквозное действие.
Сквозное действие - это борьба за утверждение сверхзадачи. К.С.Станиславский: «линия сквозного действия соединяет воедино, пронизывает, точно нить разрозненные бусы, все элементы и направляет их к общей сверхзадаче».
В системе Станиславского сквозное действие является главной линией драматургического развития пьесы, обусловленной идеей пьесы и творческим замыслом драматурга. Верное понимание сквозного действия помогает режиссеру и актерам достигнуть последовательного, целеустремленного раскрытия идейного содержания роли и пьесы в целом.
Станиславский отмечал, необходимость того, что бы все без исключения задачи и их короткие линии действия роли направлялись в одну для всех, общую сторону - сверхзадачу.
Контр сквозное действие противостоит сквозному действию, препятствует утверждению сверхзадачи. Станиславский же говорил, что «Если бы в пьесе не было бы никакого контр сквозного действия и все устраивалось само собой, то исполнителям и тем лицам, кого они изображают, нечего было бы делать на подмостках, а сама пьеса стала бы бездейственной и потому несценичной».
СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ
♦ путь, борьба к утверждению сверхзадачи
♦ единое действие, направленное к сверхзадаче
Когда актер понял сверхзадачу пьесы, он должен стремиться к тому, чтобы все мысли, чувства изображаемого им лица и все вытекающие из этих мыслей и чувств действия осуществляли бы сверхзадачу пьесы
Линия сквозного действия соединяет воедино, пронизывает, точно нить разрозненные бусы, все элементы и направляет их к общей сверхзадаче.
Если актер не будет все свои поступки нанизывать на единый стержень сквозного действия, которое ведет его к сверхзадаче, то роль никогда не будет сыграна так, чтобы мы могли бы об этом говорить как о серьезной художественной победе.
Чаще всего творческое поражение ожидает актера, когда он заменяет сквозное действие более мелкими, несущественными действиями.
КОНТРСКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ
♦ всегда борется со сквозным действием
Каждое сквозное действие в органическом художественном произведении имеет свое контрдействие, которое усиливает сквозное действие.
Чтобы при выборе нужных действий не сбиваться с нужного пути, актер должен ясно ощущать течение сценических событий и развития конфликтов, определить для себя то, что Аристотель называет "составом происшествий", в которых ему предстоит осуществлять те или иные действия. Следуя по одному и тому же логическому пути роли, актер, стоящий на позициях системы Станиславского, должен всегда стремиться к первичности творческого процесса, вырабатывая в себе импровизационное самочувствие, позволяющее ему играть не по вчерашнему, а по сегодняшнему.
«Если бы в пьесе не было бы никакого контрсквозного действия и все устраивалось само собой, то исполнителям и тем лицам, кого они изображают, нечего было бы делать на подмостках, а сама пьеса стала бы бездейственной и потому несценичной».
К. С. Станиславский
10. Предлагаемые обстоятельства.
Предлагаемые обстоятельства - это обстоятельства и ситуации, в которых находится герой, они прямо и косвенно влияют на развитие сюжета.
КРУГИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ. Определение кругов обстоятельств это определение значимости объектов или явлений относительно каждого отдельного персонажа. В различные моменты жизни они обостряются, становятся более важными, перемещаясь в малый круг из большого и среднего кругов.
Множество обстоятельств, выявляемых режиссером, способствует в экранном произведении не только лучшей игре актеров, но и более глубокой работе операторов и художников (как постановщиков, так и по костюмам).
В самом общепринятом варианте можно сказать, что
Большой круг - глобальные обстоятельства: планета, континент,
страна, город, время года и тд;
Средний круг - место нахождения, улица, квартира и т.д.;
Малый круг - деталь, касающаяся героя непосредственно;
заключает в себе ведущее предлагаемое обстоятельство.
Но важно помнить, что в зависимости от задач режиссера обстоятельства могут перемещаться из одного круга в другой.
Предлагаемые обстоятельства существуют и в литературном первоисточнике, но, переводя литературный язык на язык экранного искусства, мы нуждаемся в них гораздо в большем объеме. Уточнение предлагаемых обстоятельств будет влиять на такие нюансы, которые иногда даже трудно предположить заранее. Они уточняются в процессе всей работы над экранным произведением.
11. Сюжет и фабула сценария.
Фабула - фактическая, действенная основа литературного произведения, выстроенная в хронологическом порядке. Фабула это сюжетная основа литературного произведения; это - события, случаи, действия, состояния в их хронологической последовательности.
Сюжет – это фабула, приобретшая обстоятельства, причинно-следственные связи, логику и мотивации поступков героев.
ФАБУЛА
♦ фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.
♦ фактическая основа произведения
Первоначально термин «фабула» (лат. fabula, фр. fable, англ. fable, нем. Fabel) имел значение — басня, побасенка, сказка, то есть произведение определенного жанра. В дальнейшем термином «фабула» обозначают то, что сохраняется как «основа», «ядро» повествования, меняясь по изложению.
СЮЖЕТ
♦ (франц. sujet — предмет) — в литературе, драматургии и кино — порядок событий, происходящих в художественном произведении
♦ основа формы произведения
♦базовая схема произведения, в которую входит последовательность происходящих в произведении действий и совокупность существующих в нём отношений персонажей
12. и 13. Жанр и стиль экранного произведения.
«Жанр - это угол зрения автора на действительность» - Г.А. Товстоногов. (!!! СОШНИКОВ УЧЕНИК ТОВСТОНОГОВА!!! Прочтите, кто это!!!!)
Жанр - это род произведений в пределах какого-нибудь искусства, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными, стилистическими признаками,
Изначально смешение жанров в одном произведении называлось эклектикой, но постепенно, стали возникать отдельные жанры, которые вбирали в себя признаки нескольких жанров. Эта тенденция прослеживается не только в кинематографе, но и в мире моды. Человеку свойственно искать что-то новое – иногда оно находится в смешении старых, давно известных ингредиентов.
Стиль - это совокупность художественных средств, характерная для произведения какого-либо жанра. Стиль по своей сути подчеркивает жанр.
В книжных источниках мне не удалось найти классификации жанров и их определений, хотя в повседневной жизни мы часто используем название жанров кино. Поэтому я попробую перечислить их, не давая точных определений.
ЖАНРЫ И СТИЛИ♦
♦ способ отражения, угол зрения автора на действительность, преломленный в художественном образе
♦ стиль – совокупность художественных средств характерных для произведений какого-либо жанра. Это художественная система, определяющая жанр и подчеркивающая его
В КИНО
♦ ДРАМА – жанр, особенностью которого является исследование психологии героя, когда характер проявляется в конфликтных столкновениях
♦ МЕЛОДРАМА – жанр, построенный на острой интриге, ярким проявлением эмоций, имеющий морализующий финал, в котором порок наказан, а добродетель торжествует
♦ ТРАГЕДИЯ – жанр, возник из греческого религиозного культа с обнаженной до предела интригой и гибелью главного героя в конце; столкновение мужественного героя с социально-регрессивными силами
♦ ТРАГИКОМЕДИЯ – жанр, объединяющий черты трагедии и комедии (злая, беспощадная сатира и мягкий лиризм)
♦ ТРАГИФАРС – жанр, в котором крупная личность действует против сложившихся обстоятельств
♦ КОМЕДИЯ – жанр, в котором противоречия в отношениях людей являются объектом исследования
♦ ПРИКЛЮЧЕНИЯ – жанр, основан на острой динамической интриге с опасными поворотами, вызывающий напряжение и эмоциональную увлеченность зрителя
♦ ДЕТЕКТИВ – жанр, где герой вступает в интеллектуальную или физическую схватку с преступником
♦ ВЕСТЕРН – жанр героико-приключенческого характера (относится к Америке, второй половины 19 века)
♦ АНТИУТОПИЯ – прогрессивная кинофантастика, в ней дается угрожающий образ нежелательного будущего
♦ КАТАСТРОФА – разновидность фантастического фильма, в котором герои сталкиваются с природными или техническими катаклизмами
♦ УЖАСЫ – кинофантастика, цель которой устрашить или потрясти зрителя
♦ КИНОЭПОПЕЯ – жанр экранного повествования о крупных исторических событиях, показанных масштабно. Герой эпопеи – это всегда личность, воплощающая интересы народа
♦ КИНОПОВЕСТЬ – черты драмы и повести, активно-драматическое развитие действия, раскрывающее характеры героев в конфликте
♦ КИНОРОМАН – жанр, в котором сочетается рассказ о герое с широким социальным фоном, охватывающий большие исторические периоды
♦ КИНОНОВЕЛЛА – жанр, раскрывающий событие в острых драматических ситуациях с неожиданным финалом
♦ КИНОБАЛЛАДА – жанр поэтического повествования, героико-романтического склада
♦ КИНОЛЕГЕНДА – жанр лирико-поэтический, основанный на фольклорных преданиях
♦ КИНОСКАЗКА – жанр, основанный на традиции народного устно-поэтического творчества
♦ КИНОПОЭМА – жанр, для которого характерно поэтическо-метафорическое повествование о событиях
♦ КИНОПРИТЧА – глубина авторской философской мысли в простом по сюжету повествовании
♦ МУЗЫКАЛЬНО-БИОГРАФИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ – рассказывается об основных фактах биографии
♦ МУЗЫКАЛЬНАЯ КИНОКОМЕДИЯ – разновидность комедии, основанной на музыкальной драматургии
♦ КИНООПЕРА – экранная интерпретация оперного спектакля
♦ КИНОБАЛЕТ – балетный спектакль, перенесенный на экран
♦ МЮЗИКЛ – жанр музыкального фильма, с яркой зрелищной музыкальной формой
♦ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ – жанр об исторических событиях
♦ ИСТОРИКО-РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ФИЛЬМ – о социально-психологических и политических событиях
♦ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ – жанр, в центре которого сюжет с производственными отношениями, социальными конфликтами в сфере производства
♦ ДЕТСКИЙ ФИЛЬМ – для детей и подростков
В ПУБЛИЦИСТИКЕ
ЖАНР ИНФОРМАЦИОННОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ
♦ ЗАМЕТКА – хроникальное сообщение, в котором излагается какой-либо факт
♦ ВЫСТУПЛЕНИЕ – обращение человека к массовой аудитории
♦ ОТЧЕТ – официальное событие значительного социального характера. Должен быть протокольным
♦ ИНТЕРВЬЮ – 1) протокольное – для получения официального разъяснения
2) портретное – раскрытие личности собеседника
3) проблемное – разные точки зрения на пути решения проблемы
4) анкета – выяснение мнений по определенному вопросу у различных собеседников (анкетирование)
5) информационное – диалог журналиста с человеком в кадре
♦ РЕПОРТАЖ – жанр оперативного сообщения о каком-либо событии очевидцем или участником, которым является корреспондент
ЖАНР АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ
♦ КОММЕНТАРИЙ – жанр разъясняющий смысл события (факт должен быть определен от комментария)
♦ ОБОЗРЕНИЕ – рассматривает различные темы текущей жизни
♦ БЕСЕДА – диалогическая форма общения
♦ ДИСКУССИЯ – жанр, в котором решение проблемного вопроса происходит на глазах у зрителя
♦ ПРЕСС – КОНФЕРЕНЦИЯ – разновидность интервью
♦ БРИФИНГ – инструктаж для журналистов, ориентирующий на желаемые аспекты освещения проблемы
♦ КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ – жанр, где сообщаются факты
ЖАНР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ
♦ ОЧЕРК – человек в основе
♦ ЗАРИСОВКА – образность преобладает над информационностью
♦ ЭССЕ – авторская литературно-критическая публицистика
♦ ПОМФЛЕТ – социально-политическое обличение
Необходимо отметить, что в настоящее время наблюдается проникновение жанров в друг друга и постоянное их изменение. (эклектика)
14. Вклад Д. Гриффита, Л. Кулешова, С. Эйзенштейна, Д. Вертова в развитие искусства монтажа.
Теоретические работы Эйзенштейна, такие как "Монтаж аттракционов", "Вертикальный монтаж", "Неравнодушная природа" и множество других (поистине все им написанное!), являют собой фундамент кинотеории и кладезь мудрости, самобытности, остроумия, живости восприятия — пусть иногда и спорного до экстравагантности и лично вам не импонирующего. Часто говорят и пишут, что титанов, подобных Эйзенштейну, и его самого породило время — великий и трагический слом эпох. Конечно, правда в этом есть, тем более что сам Эйзенштейн успехи товарищей-кинематографистов и свои собственные приписывал времени, в которое ему довелось жить, великой революции. Конечно, универсальным талантом Сергея Эйзенштейна наградила природа, а отчеканили время, общество, судьба.Всё, с чем соприкасался Эйзенштейн, какую бы тему ни затрагивал, чем бы ни увлекался, он изучал досконально и с поразительной быстротой. Его считают одним из пионеров семиотики — и для того есть все основания.
Дзига Вертов (1896-1954) в советском кино - фигура сколь значительная, столь и противоречивая. Автор футуристического киноманифеста, изобретатель кинематографической лексики (киноглаз, киноки, кинопись), ярый поклонник нового искусства отказывал в праве на существование ... эйзенштейновскому кинематографу. Зачем эти стилизации реальности, когда действительность в своих натуральных формах способна стать художественным материалом в руках режиссера? Своим творчеством Вертов старался убедить коллег и зрителей, что истинным произведением киноискусства является лишь документальный фильм. Однако факт, зарегистрированный на пленку, никогда не был для Вертова самоценным. Поэтому он не создавал репортажей о тех или иных реальных событиях, но подвергал их образному осмыслению и обобщению. Его творческий метод по сути не отличался от эйзенштейновского: логика и структура пове-ствования подчинены авторской сверхзадаче, которая реализуется через междукадровый монтаж. Будучи талантливым оператором, Вертов изъездил всю страну, отсняв сотни тысяч метров пленки. Из этого богатейшего документального киноматериала режиссер впоследствии выбирал отдельные эпизоды, фрагменты, кадры и затем свободно соединял их в монтажные фразы, создавая обобщенный образ советской страны ("Шестая часть мира", "Шагай, Совет!", 1926), советского города ("Человек с киноаппаратом", 1929), советской женщины ("Колыбельная").
Д. Вертов, оперируя исключительно документальными съемками, создавал поэтический образ действительности на основе монтажного соединения кадров, изъятых из реального репортажного контекста. Это позволило открыть в фотографическом образе с его конкретным и буквальным значением глубину абстракции. Молодой режиссер и не подозревал, какой неожиданный мощный рывок совершил в своей "кинописи". Только в 50-е годы европейские кинематографисты откроют для игрового фильма (!) истинный художественный потенциал вертовской экранной поэзии.
Эффект Кулешова — при монтаже в кино, появление нового смысла от сопоставления двух кадров, поставленных рядом. Описан основателем русской школы кино Львом Кулешовым в книге «Искусство кино», опубликованной в 1929 году, и более ранних статьях.
«Мы делаем картины - Лев Кулешов сделал кинематографию» - так писали о своем Учителе знаменитые «выпускники» прославленной кулешовской мастерской (Пудовкин, Барнет, Оболенский, Комаров, Фогель). В своем исследовании творчества Льва Кулешова историк кино Нея Зоркая поясняет эту мысль: «Имя Кулешова было признано первым большим именем советского кино. Имя стало большей величиной, чем фильмы, даже самые лучшие - «НЕОБЫЧАЙНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ МИСТЕРА ВЕСТА В СТРАНЕ БОЛЬШЕВИКОВ», «ПО ЗАКОНУ» или «ВЕЛИКИЙ УТЕШИТЕЛЬ».
Рядом с этим именем всегда стояли громкие определения: экспериментатор, первооткрыватель, создатель нового киноязыка, автор передовых монтажных идей. Но Кулешов не обгонял свое время, он просто самозабвенно отдал жизнь кинематографу и в непрерывном рабочем процессе (изобретая, пробуя, ошибаясь) находил новые пути. Этим же он увлекал и своих студентов (почти ровесников) Первой государственной школы кинематографии - будущего ВГИКа. Члены «коллектива Кулешова» не только имели хорошие природные данные и талант, они «жили» учебой и не отказывались ни от какой работы, они разыгрывали на площадках «фильмы без пленки» (в отсутствие необходимых технических средств), занимались физическим тренингом по методу Дельсарта, чтобы позднее стать «натурным материалом» для киносъемок, которые должны были подтвердить правильность «лабораторных экспериментов».
Литературными увлечениями «кулешовцев» в то время были американские авторы - Джек Лондон, О`Генри, Вашингтон Ирвинг. На страницах этих книг их привлекали романтика приключений, борьба, сильные люди, благородные характеры, мелодраматические ситуации. Отрывки из любимых произведений они использовали для учебных этюдов. Но и кинематографу «мастерская Кулешова» училась на американских вестернах и на фильмах Дэвида Гриффита. Они казались образцами киновыразительности, динамичности и других достоинств. Свой собственный монтаж мелко нарезанных кусков пленки Кулешов называл «американским», в то время как весь мир впоследствии называл его «русским».
Однако влюбленность не исключала критического взгляда, поэтому героем первого нашумевшего фильма мастерской, построенного как пародия на приемы американских кинолент, был мистер Вест - обыватель из Америки, путешествующий по Советской России. «Американская тема» звучала и в последующих постановках Кулешова - в авантюрно-детективной мелодраме «ЛУЧ СМЕРТИ» и в выдающейся экранизации рассказа Джека Лондона «ПО ЗАКОНУ».
После ряда провалившихся в прокате и в прессе фильмов, после периода «творческой распутицы, частых неудач и формалистических ошибок» (как говорил сам Кулешов), 29-летний режиссер вновь обратился к далекой кинематографической Америке, как к «якорю спасения».
Его первый звуковой фильм «ГОРИЗОНТ» о еврейском парне, эмигрировавшем за океан, потерпел полное фиаско. Но следующая картина - «ВЕЛИКИЙ УТЕШИТЕЛЬ» - стала уникальным произведением советского кино тридцатых годов, художественная ценность которого не была понята современниками, хотя финал - восстание в тюрьме и бунт героини - был вполне в духе своего времени.
Сюжет фильма Кулешов и его друг кинодраматург Курс построили на подлинных фактах биографии О`Генри (названного ими великим утешителем американских обывателей) и сюжетах двух его новелл: реальная жизнь преображалась красивым вымыслом, но в итоге становилась от этого сравнения еще более жестокой. Авторы ставили вопрос: что нужно людям - «низкая истина» или «возвышающий обман»? Как соотносятся правда и вымысел? Что лучше - беспощадный трезвый взгляд или утешительство?
Фильм, благодаря методу предварительных репетиций (изобретенному еще во времена «фильмов без пленки»), удалось снять в рекордно короткие сроки, но авторам не удалось достичь художественного равновесия всех составляющих сложной картины, в которой реалистические приемы, переходящие порой в грубую павильонную съемку, соседствовали с тонкой изобретательной стилизацией. Многое из задуманного не удалось реализовать из-за звука, поскольку актеры мастерской Кулешова, в том числе и великая Александра Хохлова, органично вписанные в эпоху «немого кино», чувствовали себя статичными и беспомощными перед новой аппаратурой. «Старый» монтажный кинематограф выглядел в новых звуковых условиях неестественно и даже порой был похож на своего вечного врага - на театр. Однако вставная новелла «Метаморфозы Джимми Валентайна», где искусственность обрела законные права, стала подлинной режиссерской удачей.
«ВЕЛИКОГО УТЕШИТЕЛЯ» называют «лебединой песней» Льва Кулешова, хотя свой последний фильм он снял в 1943 году. Целое десятилетие неудач подсказало режиссеру иной путь - педагогический, которому он посвятил большую часть своей творческой жизни.
Творчество Д.У.Гриффита оказало значительное влияние на дальнейшее
развитие киноискусства: разработанные им новаторские принципы построения
фильма были творчески переосмыслены мастерами советского кино. И Томас
Инс в своих лучших реалистических драмах («Дивиденты», «Ученик», «Не
сестра ты мне», «Основа морали» и др.) при всем своем отличии от
Гриффита находился под его прямым влиянием. Недаром внимательный и
чуткий исследователь творчества Инса – Луи Деллюк систематически путал
фильмы Инса с фильмами Гриффита.киновыразительности, посвятил
свой большой талант изображению социального конфликта и открыто принял
сторону угнетенных, а не угнетателей. Смелость в его творчестве не
привела к значительным последствиям, но поднявшись над
разглагольствованием, она опередила со скоростью вспышки молнии
методическую, сдержанную смелость Чаплина. В мире, который потрясла
война, ни один кинематографист 1916 года не выразил сильнее Гриффита
могучего возмущения масс, что всколыхнуло и рождающееся киноискусство.
Заслуга Гриффита перед мировой кинематографией в том, что ему удалось
преодолеть примитивность, линейность, схематизм этого искусства и
заложить основы реализма в американской кинематографии. Имя Дэйвид Уорк Гриффит стало символом американского киноискусства, его вклад в кинематографию обогатил ее традиции и предопределил ее будущее
развитие. И потому можно сказать, что кинематограф был изобретен дважды:
первый раз братья Люмьер изобрели съемочный аппарат; второй раз Д. У.
Гриффит превратил кинематограф из жалкого ярмарочного аттракциона в
настоящее искусство.
15. Виды монтажа изображения.
♦ ВНУТРИКАДРОВЫЙ – панорама, отъезд, наезд
♦ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ - эпизоды, сцены и кадры, показывающие последовательное развитие событий, выстраивают друг за другом в хронологическом порядке, по логике развития событий
♦ ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ - чередуя фрагменты сцен с одновременно происходящими в разных местах событиями, можно подчеркнуть их взаимосвязь, сопоставить или противопоставить героев и явления, сделать анализ событий, то есть отделить причину от следствия, предысторию от результата. Параллельный монтаж используют также для разрешения затруднений при стыковке кадров. С помощью этого метода значительно сокращается общая длительность сцен и эпизодов, а фильм в целом становится динамичнее, так как появляется возможность исключить рутинные и малоинтересные действия героев, не вызывая скачков в развитии действия.
♦ АССОЦИАТИВНЫЙ - чередующиеся сцены должны вызывать у зрителя мысль о подобии, взаимосвязи, аналогии показанных образов или событий. Такой монтаж подходит для навязывания зрителю мнения о взаимообусловленности событий и явлений, символичности происходящего на экране.
♦ РИТМИЧЕСКИЙ – ритм рассматривается как длительность смен планов, как чередование стыков кадров, как в музыке чередование коротких и длинных долей («Монтаж» А.Г. Соколова)
♦ ВЕРТИКАЛЬНЫЙ – звук живет отдельно от картинки
♦ ТОНАЛЬНЫЙ -
♦ ПОЭТИЧЕСКИЙ МОНТАЖ – образ. Поэтический склад изложения мыслей и чувств подразумевает, что автор рассказывает о чем-то возвышенном, использует ассоциации, сравнения, стремится преувеличить эффект воздействия на воспринимающего неожиданной подачей материала, своеобразием образов, оригинальным взглядом на предмет рассказа («Монтаж» А.Г. Соколова)
♦ ДИСТАНЦИОННЫЙ – подразумевает под собой работу с хроникой