1.
Пришли тебе идеи сценария, ты их отфильтровал и пишешь логлайн – одно или два предложения, рассказывают все про историю без лишних подробностей. Вам придется развить каждое слово из этих нескольких строчек в успешный сценарий.
У хорошего логлайна четыре ключевых элемента:
- протагонист (ваш герой)
- антагонист (ваш плохой парень или препятствие)
- конфликт (что останавливает героя?)
- открытая концовка (что случится?)
Лучшие логлайны:
- отображают одновременно сюжет и моральные ценности, внешние действия героя и его эмоциональную жизнь.
- интригуют, есть неожиданный поворот в конце предложения. Но логлайн не должен рассказывать всю историю.
- уже продумана аудитория и бюджет.
- великолепное название. Это не только название, но и концепция.
Возвращайтесь к логлайну во время написания истории, чтобы быть уверенными, что вы не отклонились от нити повествования.
Существуют три основные формулы для записи логлайнов:
1. Главный герой с проблемой должен достичь некой цели, чтобы решить эту проблему.
2. Главный герой преследует некую цель, но на его пути возникает серьёзное препятствие.
3. Событие вынуждает героя столкнуться с препятствием, в результате происходит непредвиденное.
Ещё один шаблон состоит (по возможности) из элементов:
- главный герой с недостатком
- судьбоносное событие меняет жизнь героя
- противник и союзник
- битва
Придумал логлайну название и пишешь синопсис – изложение сюжета в литературной форме. Составляются листы персонажей и объектов съемок с полным и подробным их описанием. В сценарном плане пишется описание эпизодов, последовательность сцен.
Далее следует тритмент - подробное описание с диалогами.
Несколько драфтов - вариантов сценария с исправлениями.
Литературный сценарий - законченное кинодраматургическое произведение. Драфты – переделанные варианты сценария.
Литературный сценарий можно разделить на:
- экспозицию - знакомство с главным героем и миром, местом и временем;
- завязку - первое событие, где герой попадает в драматическую ситуацию, которая приведет к усложнению;
- усложнение - событие, после которого герой вынужден делать какие-либо действия;
- перипетии - самая большая часть фильма, когда герой сталкивается с препятствиями, которые преодолевает;
- кульминацию - самая высокая точка кипения, «дальше уже некуда»;
- развязка - разрешение драматической ситуации;
- финал («happy end»; философские рассуждения героев; событие, выводящее на новый круг; и др.)
На основе литературного сценария режиссером-постановщиком пишется режиссерский сценарий.
1. Генерация идей. Записываете все идеи, что приходят в голову. Чем больше, тем лучше. Всё, о чём хотите написать; всё, что волнует. Не обращайте внимания на качество идей. Главное - количество.
2 Фильтрация. Стадия критического подхода к идеям. Отбрасываете слабые идеи, оставляете сильные, стоящие того, чтобы снять фильм.
3 Селекция. Рассматриваете выбранные вами идеи. Какие из них являются оригинальными? Как их можно улучшить? В результате - отбираете одну идею, которая послужит основой для будущего сценария.
4 Логлайн, разработка концепции. Описываете ваш замысел (идею, историю) одним предложением. Как это делать, я написал выше.
Необязательно логлайн должен укладываться в шаблон "X, Y, Z". Вот примеры оригинальных логлайнов, состоящих только из элементов X и Y. Поскольку сами по себе идеи нетривиальны, то этого достаточно, чтобы заинтересовать ими продюсера. Правда, я бы добавил сюда элемент Z.
Кукловод случайно обнаруживает секретный тоннель в мозг Джона Малковича. ("Быть Джоном Малковичем").
Циничный рекламщик внезапно обнаруживает способность читать женские мысли. ("Чего хотят женщины").
Три молодых кинематографиста отправляются в лес, чтобы снять документальный фильм о легендарной ведьме. Больше их никто не видел. Остался только этот фильм. ("Ведьма из Блэр").
Попытайтесь усилить драматизм истории, добавьте в логлайн оригинальность, конфликт, интригу.
5 Название. Придумываете рабочее название для вашей истории.
6 Сравнение. Подберите 1-2 ваших любимых фильмов в том жанре, в котором вы пишите свой сценарий. Будете использовать их как ориентир, сравнивая свою работу с образцом.
7 Структура. Составляете структуру сценария. Когда структура будет готова, спросите себя, каков второй слой вашей истории? О чём она на самом деле? Иными словами, определите тему.
8 Разработка персонажей. Какие у них достоинства и недостатки? Как изменится главный герой к концу истории? Чему он должен научиться? Как характер и поступки персонажей отражают тему вашей истории?
9 Синопсис. Описываете историю на двух-трёх листах. (Мне хватает листа).
10 Тритмент. Более подробное описание истории с включением диалогов (наиболее важных фраз). Записываете историю от начала и до конца. В настоящем времени, так же как синопсис и сценарий. (Для тех, кто не знает. Сценарии пишутся в настоящем времени, а не прошлом. Т.е. не "Вася Пупкин ковылял по бульвару", а "Вася Пупкин ковыляет по бульвару").
11 Карточки. Записываете всю историю на карточках. На каждой карточке - по одной сцене. (Я обычно пропускаю параграфы 10 и 11).
12 Сценарий. Приступаете к написанию сценария. Пишите как можно больше, ничего не редактируйте. На этом этапе важно записать сценарий.
13 Первый вариант. Заканчиваете черновик. Откладываете рукопись на неделю-две.
14 Редактирование. Желательно переписать рукопись не менее шести раз.
a) Итак, это уже второй вариант сценария. Исправляете нестыковки, неправдоподобные моменты и дыры в сюжеты. Удаляете всех "блох". Проверяете, отвечает ли идея и тема сценария первоначальному замыслу?
b) Третий "заход". Проверяете структуру сценария. Все ли сюжетные точки на своём месте? Что можно выбросить без потерь для смысла?
c) Четвёртый. Уделяете внимание персонажам. Все ли они нужны? Кто из них ведёт себя несоответственно своему характеру?
d) Пятый. Редактируете диалоги. Проверьте, чтобы манера разговаривать каждого персонажа была уникальной, соответствующей его натуре.
e) Шестой. Исправляете стилистические и грамматические ошибки.
f) Седьмой. "Шлифовка". Внимательно смотрите, что можно улучшить? Где нужно поставить пробел, запятую, точку? Какое слово лучше заменить другим?
15 Если вас всё устраивает, определитесь с названием вашего произведения и... сценарий готов. Можете передать его друзьям. Пусть читаю, критикуют, высказывают своё мнение. Если согласны с замечаниями, исправьте все недочёты.
После того, как у вас появилась идея — оформите ее в виде слов. Два-три предложения, которые будут отвечать на вопрос: «О чем фильм?». Такое описание называется «лог-лайн».
Когда ваша идея воплощена в словах, ваша идея должна быть воплощена в сюжет. Вы выбираете жанр ее представления, а потом пишите сюжет. Для этого существует отдельный документ — «синопсис». Синопсис — это изложение сюжета в литературной форме. Некоторые начинающие сценаристы делают ошибку, когда не пишут данного документа. В дальнейшем в их законченном киносценарии сюжет может уйти совсем в другую сторону.
После того, как вы определились с сюжетом, вам необходимо создать описание персонажей, которые участвуют в вашем сюжете. При описании, персонажи делятся на главные и второстепенные, подробно указываются: имя, отчество, фамилия, возраст, род занятий, родственные и иные связи с другими персонажами. Для этого существует «лист описания персонажей» («Поперсонажник»). Частой ошибкой начинающих сценаристов является путаница в характеристиках персонажей. В одной сцене персонажу 30 лет, а в другой уже 35, причем действие происходит на следующий день.
Очень важным для производства является количество съемочных объектов и их описание. Съемочный объект — это место действия. Место действия во многом характеризует героев, а потому требует описания. Начинающие сценаристы с объектами съемок допускают те же ошибки, что и с персонажами. В один день квартира украшена картинами, в другой день «пустая комната». Возникает вопрос: квартиру ограбили? Для описания объектов съемок существует отдельный документ — «Лист объектов съемок».
Лог-лайн, синопсис, лист описания персонажей и лист объектов съемок в дальнейшем служит для самоконтроля сценариста при написании сценария, а также для избегания элементарных логических ошибок. Эти документы могут расширяться, а в дальнейшем они упрощают работу съемочной группы.
Чем меньше съемочных объектов и героев, и чем интереснее сюжет, тем больше вероятность постановки фильма по сценарию.
После того, как вы сформировали все данные документы, вам необходимо определить последовательность сцен и эпизодов. Для этого существует так же отдельный документ, который называется — «сценарный план» («поэпизодник», «посерийник», «поблочник» и т. д.). В нем вы излагаете последовательность событий и действий.
Когда «сценарный план» сформирован, вы приступаете к написанию диалогов (непосредственно киносценарию) на основании всего вышеперечисленного. Особое внимание в диалогах уделяется раскрытию характеров персонажей и «говорящим деталям», поскольку само действие уже детально проработано.
С советских времен технология создания литературных сценариев не изменилась. Все так же подаются заявки. Подбор сценарных идей осуществляется все теми же редакторами киностудий, но теперь уже с учётом мнений основных игроков рынка: кинпрокатчиков и телевизионных компаний. Некоторое время назад на этот рынок начали выходить интернет-компании, которые набирают обороты по заказу фильмопродукции.
А уже потом, после подписания договора, пишется Литературный сценарий.
На основе Литературного сценария режиссером-постановщиком пишется так называемый «Режиссёрский сценарий», представляющий из себя изобразительное решение Литературного сценария.